ОТНОСЯТСЯ ЛИ ВЕТКИ К ТВЕРДЫМ КОММУНАЛЬНЫМ ОТХОДАМ?
От жителей (наименование муниципалитета) через социальные сети и программу «Инцидент-Менеджмент» участились обращения по поводу свалок из веток и порубочных остатков. Даем разъяснения, как правильно поступать с этими видами отходов, не нарушая законодательство.
Согласно ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии со ст. 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. При этом жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Таким образом, к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Нормативы накопления ТКО на территории Белгородской области установлены Приказом Департамента Жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области от 19.12.2018 г. № 188 в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269, и Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными приказом Минстроя России от 28 июля 2016 г. N 524/пр. и составляют:
- для жителей многоквартирных домов – 2,2 куб. м в год на 1 человека;
- для жителей индивидуальных жилых домов - 2,4 куб. м в год на 1 человека.
Отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не соответствуют определению ТКО, установленному Законом N 89-ФЗ, по основному признаку, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений.
Вместе с тем, уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории многоквартирных домов, подлежит учету при определении нормативов ТКО.
Однако, в соответствии с ЖК РФ под придомовой территорией понимается земельный участок, на котором расположен МКД, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290, работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают в себя: подметание и уборку придомовой территории, очистку от мусора и промывку урн, установленных возле подъездов, уборку и выкашивание газонов, прочистку ливневой канализации; уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд, а также очистку металлической решетки и приямка.
Таким образом, листва и ветки, а также иные отходы, образовавшиеся вне жилых помещений в результате ухода за древесной и кустарниковой растительностью, к ТКО не относятся и не входят в зону ответственности регионального оператора (письмо Минприроды России от 11.10.2019 г. № 08 25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО», Письмо Минприроды России от 21.07.2020 г. № 08-25-53/18336 «Об отнесении образующихся в процессе содержания зеленых насаждений отходов к ТКО»).
В соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 29.07.2019 г. № 331-пп «Об утверждении Порядка обращения с отдельными видами отходов на территории Белгородской области» обращение с вышеуказанными отходами обеспечивает их собственник за счет собственных средств.
В каждом муниципалитете есть компания, имеющая лицензию на этот вид деятельности и осуществляющая вывоз этих отходов. Необходимо позвонить туда и договориться о вывозе и не создавать свалок. Для удобства и экономии жители населенных пунктов организуют вывоз этих видов отходов вместе с соседями.
Региональным оператором разработан «Перечень компаний, осуществляющих вывоз строительных отходов, веток и порубочных остатков, на территории Белгородской области» и размещен на сайте ООО «ЦЭБ» в разделе «Потребителям»: (https://tko31.ru/upload/iblock/21b/21b75d8a8547a26b2574673617e100d5.pdf).
В (наименование муниципалитета) по вопросу вывоза порубочных остатков, растительности, строительных отходов можно обратиться в компанию (название, телефон и адрес компании)
Убедительная просьба строительные отходы и порубочные остатки не складировать на площадках для ТКО и не создавать несанкционированные свалки! Наша чистая территория зависит от каждого из нас!
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 июля 2020 г. N 08-25-53/18336
ОБ ОТНЕСЕНИИ
ОБРАЗУЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ СОДЕРЖАНИЯ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ ОТХОДОВ К ТКО
Минприроды России по вопросу отнесения образующихся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки) отходов к твердым коммунальным отходам (далее - ТКО) сообщает.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определено, что ТКО являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях, в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. При этом жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Таким образом, к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно статье 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО (далее - региональный оператор), в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа.
Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее - МКД) и жилых домов, которые определены в приложении N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), применяются в зависимости от принятого на территории субъекта Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 (далее - Правила определения нормативов), и Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными приказом Минстроя России от 28 июля 2016 г. N 524/пр (далее - Методические рекомендации).
В связи с вышеизложенным, отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не соответствуют определению ТКО, установленному Законом N 89-ФЗ, по основному признаку, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений.
Вместе с тем, согласно пункту 3 Правил определения нормативов в целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.
В свою очередь Методическими рекомендациями утвержден рекомендуемый перечень категорий объектов, на которых образуются ТКО.
Таким образом уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, подлежит учету при определении нормативов ТКО.
В соответствии с ЖК РФ под придомовой территорией понимается земельный участок, на котором расположен МКД, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен МКД, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ГОСТ Р 56195-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования" (утвержден и введен в действие с 1 июля 2015 г. приказом Росстандарта от 27 октября 2014 г. N 1447-ст) в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период, в том числе входит надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки. При этом вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с действующим в муниципальном образовании порядком, на территории которого находится МКД. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, вывозятся после окончания работ исполнителем работ.
В соответствии с минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее - Постановление N 290), работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают в себя: подметание и уборку придомовой территории, очистку от мусора и промывку урн, установленных возле подъездов, уборку и выкашивание газонов, прочистку ливневой канализации; уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд, а также очистку металлической решетки и приямка.
На основании изложенного, растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО.
Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.
Таким образом, региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют понятийному аппарату Закона N 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО.
Заместитель Министра
природных ресурсов и экологии
Российской Федерации
К.Н.РУМЯНЦЕВ
ПРЕСС-РЕЛИЗ
ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ, НЕ ЗАКЛЮЧИВШИЕ ДОГОВОР С РЕГИОНАЛЬНЫМ ОПЕРАТОРОМ, РИСКУЮТ ПОПАСТЬ ПОД АДМИНИСТРАТИВНУЮ СТАТЬЮ
Незаконное отходообразование несет за собой сразу несколько проблем: переполненные контейнеры во дворах многоквартирных домов, жалобы от жителей, нарушение экологического законодательства. Регоператор организовывает рейды по хозяйствующим субъектам для выявления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые не заключили договор на услугу «обращение с ТКО».
Сотрудники регоператора осуществляют обход хозсубъектов и проверяют наличие договора на услуги «обращение с ТКО». Представитель ЦЭБа запрашивает наличие договора, рассказывает владельцам бизнеса о необходимости соблюдения законодательства. Если у компании отсутствует договор, регоператор консультирует владельцев, даёт перечень документов, которые необходимо предоставить в ЦЭБ для заключения договора.
Напомним, что необходимость обязательного заключения договоров с региональным оператором на оказание услуги «обращение с ТКО» у хозяйствующих субъектов возникла с 01 января 2019 года.
Рейды продлятся до тех пор, пока не будут выявлены все юридические лица, не заключившие договор на обращение с ТКО.
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (согласно ст. 8.2 КоАП РФ) в этом случае выразившееся в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления влечет наложение административного штрафа:
-на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
-на юридических лиц - от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
По вопросам заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО необходимо обращаться непосредственно в ООО «ЦЭБ» и его территориальные представительства. Адреса территориальных представительств указаны на сайте ООО «ЦЭБ» (https://tko31.ru/), телефон горячей линии регионального оператора: 8-800-200-75-19.
Неправильная парковка автомобилей - причина несвоевременного вывоза отходов
Одной из частых причин несвоевременного вывоза отходов является нарушение правил парковки автомобилей жильцами многоквартирных домов, которые оставляют свои машины рядом с контейнерной площадкой. Спецтехника не может проехать и забрать собравшиеся отходы. Кто виноват и что делать – в нашем материале.
Неправильная парковка автомобилей во дворах является грубым нарушением техники безопасности (например, подъезд спецтехники) и иногда стоит жителям жизни (невозможность проезда скорой помощи) и, конечно, же является причиной несвоевременного вывоза отходов с контейнерной площадки.
Зачастую автомобилисты даже не оставляют номер телефона, чтобы грузчики могли позвонить и попросить владельца убрать автомобиль, что приводит к нарушению графика вывоза, и за отходами в тот или иной двор приходится заезжать совершенно в другое время.
Отсюда и жалобы жителей на несвоевременный вывоз отходов. Отходы вывозятся, но уже после того, как у контейнерной площадки освобождается место.
Напоминаем, согласно статьи 3.30 Закона Белгородской области от 04.07.2002г. «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области» (с изменениями на 3 июля 2020г.), за несоблюдение правил благоустройства территории муниципального образования, выразившееся в размещении транспортных средств, самоходных машин и иной специальной техники (за исключением специальной техники оперативных служб) способом, препятствующим работе транспортных средств специализированной организации по сбору и вывозу (транспортировке) твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов из мест, предназначенных для их накопления, предусмотрена административная ответственность:
- для граждан – от 3 000 до 5 000 рублей;
- для должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей;
- для юридических лиц – от 5 000 до 30 000 рублей.
ООО «ЦЭБ» Белгородской области просит владельцев автомобилей с уважением относиться к работе компаний-перевозчиков отходов. Не оставляйте машины у контейнерных площадок и на подъезде к ним, чтобы не мешать работе мусоровозов.
КТО ДОЛЖЕН ПРИОБРЕТАТЬ КОНТЕЙНЕРЫ ДЛЯ ТКО?
Этот вопрос часто возникает у жителей многоквартирных домов, на контейнерных площадках которых контейнеры пришли в негодность. Даем разъяснения, опираясь на действующее законодательство.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89 «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно п.п. д(2) п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.08.2006 г. № 491, п. 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290, и п. 3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями, в том числе, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории.
Также п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170, обязывает организации по обслуживанию жилищного фонда обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов.
Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.03.2019 г. № 9424-МЕ/06, организация и содержание контейнерной площадки невозможны без наличия на ней контейнера. Если контейнерная площадка входит в состав общего домового имущества, то контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки. Затраты на покупку контейнеров входят в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.
Таким образом, оборудование мест (площадок) накопления ТКО контейнерами является обязанностью собственников, на участках которых расположены места (площадки) накопления ТКО; органов местного самоуправления, создавших места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством; самих потребителей.
Одновременно, в соответствии с позицией, изложенной в разъяснениях Минстроя РФ, и официальной позицией федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе в области обращения с твердыми коммунальными отходами (письма Минприроды России от 15.01.2019 г. № 12-29/511, № 12-47/501 «О местах накопления твердых коммунальных отходов») оборудование мест накопления ТКО контейнерами и бункерами может быть организовано региональным оператором по обращению с ТКО, но исключительно в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора.
Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie